Социальное служение

На приходе храма Константина Богородского ведётся большая социальная работа.

На приходе оказывается помощь нуждающимся прихожанам, одиноким и пожилым людям, многодетным семьям. По благословению настоятеля для них иногда организуются благотворительные экскурсии и паломничества.

Ещё один вид социальной работы на приходе — посещение детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Эти дети постоянно проживают в социальной группе коррекционного детского сада » Светлячок» г. Ногинска. Слава Богу, что сейчас органы опеки и попечительства стараются всех детей определить в приёмные семьи, поэтому количество ребят постоянно меняется, одних забирают в семьи, других,наоборот, временно размещают в «Светлячке». Наши прихожане и священники храма стараются сделать дни пребывания детей вне семьи более благоприятными.dsc02968

 

 

К храму Константина священномученика Богородского прикреплён домовый храм святого благоверного князя Александра Невского, который находится на втором этаже одного из корпусов Ногинского Дома-интерната для инвалидов и престарелых. dsc03624Регулярно, согласно установленного расписания, для проживающих там людей, священник отец Валерий служит Божественную литургию, акафисты и молебны. Все желающие могут исповедаться и принять Святые Дары. К тем, кто по состоянию здоровья не может посетить храм, священник приходит в комнаты для исповеди и причастия. В храме можно подать записки, набрать святой воды, пообщаться с батюшкой.

Прихожане храма Константина Богородского регулярно посещают пациентов Дома-инвалидов, общаются, помогают выйти на прогулку, поздравляют с праздниками, дарят подарки.

ПСИХО-КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАСТИЕМ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В НОГИНСКОМ ДОМЕ – ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ

Поступление в Дом – интернат пожилого человека – это специальное  организованное мероприятие социальной помощи пожилым. Подобное решение человек принимает под влиянием как объективных, так и субъективных причин. Решение поселиться в доме – интернате возникает, когда пожилой человек сталкивается с трудностями при самообслуживании. Боязнь физической слабости, усиления старых болезней, появления новых – все это способствует принятию подобного решения.

В доме – интернате находятся люди очень разные по своему физическому и психическому здоровью, по эмоциональной устойчивости. У них различный  жизненный опыт, материальный достаток и условия проживания. Но ни один из них не избежал во время своей жизни  трудностей, скорбей , переживаний и недугов.

И вот он поступает в интернат. Сам факт переезда в медико-социальное учреждение является колоссальной психологической травмой. Непривычная обстановка, непредвиденные ситуации, неясность социального статуса, нежелание менять уклад своей жизни и невозможность сохранить его, заставляет пожилого человека произвести переоценку себя и своих возможностей в изменившихся условиях проживания.

Человек, ранее вполне успешный, самодостаточный, вдруг, по его мнению, становится беспомощным, зависимым от персонала;  его опыт, знания, умения и навыки становятся ненужными, он чувствует себя лишним, обузой для всех.

Чтобы не допустить ухода пожилого человека в себя, победить безразличие и покорность, инертность и  беспомощность, уныние и апатию, чтобы не дать болезням завладеть человеком, чтобы разрушить страх смерти, на помощь психологам, врачам, социальным работникам приходит Православная  Церковь.

Содружество Православной Церкви с учреждениями социальной опеки всегда  играло решающую роль в призрении старых и убогих. С незапамятных времен при монастырях создавались больницы, в которых странники и психически нездоровые люди находили приют, покой и молитву о здравии души и тела, так как  в традициях только Православной Церкви считать психически неполноценных, созданиями Божьими, а не лишенными разума животными.

В нашем доме – интернате с поступающими в карантинное отделение клиентами начинают работать врач, психолог, социальный работник. У каждого свой алгоритм действий, но в первый же день психолог выясняет принадлежность пожилого человека к той или иной религиозной конфессии (как правило, это Православная Церковь) и степень воцерковления.

Ни в коем случае не форсируется и тем более не принуждается посещение храма и участие в Святых Таинствах. Подход строго индивидуальный. На ранних стадиях пребывания в интернате, когда все зыбко и неопределенно, проживающим — и пожилым, и молодым —  предлагают  литературу духовного содержания. Особенно любят читать в карантине книги современных священников: «Их молитва была услышана», «Исцели, мя, Боже!» «Священник, врач, пациент» и другие. Также в арсенале психолога есть плееры и диски с духовными песнопениями и Акафистами  святым угодникам Божиим. После чтения и прослушивания простых задушевных слов человек формирует новую поведенческую доминанту.

С помощью священника проживающие понимают, как вести себя во время болезни, чтобы облегчить ее жестокость, как пользоваться ею во благо души и что надо делать, чтобы не бояться смерти чрезмерно и встретить ее без большого смущения. Если каждую болезнь человек принимает как посланное от Бога воздаяние за грехи, как средство к очищению, укреплению и совершенствованию добродетели, то он не будет оскорблять врачей, сотрудников, родных и соседей по дому – интернату  нетерпеливостью, ропотом, угрозами, капризами, упрямством, жалобами и сварливостью.

Так как во время пребывания в доме – интернате освобождается время, ранее занятое самообслуживанием и самообеспечением, то голос совести становится яснее, душевные чувства трезвее и пожилой человек искренне и охотно принимает  Святые Таинства – исповедь и причастие.

В своих проповедях после каждого  Богослужения священник говорит о необходимости быть терпеливым, кротким, благодарным за услуги, а также показывать благосклонность, приветливость, христианскую любовь даже к людям неприятным и быть для всех добрым примером.

Священник настоятельно советует не пренебрегать медицинскими средствами для поправления здоровья, ибо еще в Ветхом завете мы читаем: «Господь создал врачевство, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими», однако рекомендует не предаваться беспокойной заботливости  и усиленно возвращать физическое здоровье, но  заботиться о врачевании душевных недугов, о вечном спасении души, не предаваться малодушию, страху смерти, отчаянию, стонам, ропоту, потому что это только увеличивает жестокость болезни.

Священник предлагает сохранять благодушие, поддерживать смиренное состояние души назидательными разговорами, молитвой Богу об облегчении страданий, дарования терпения переносить жестокость болезни и просить возможного исцеления, он напоминает, что родные и близкие, живые и умершие ждут молитвенной помощи от тех, кто, казалось бы, сам немощен и нуждается в помощи. «Вы, — говорит священник, — свободны от ежеминутной суеты трудовой и семейной жизни, у Вас есть время для молитвы и не забывайте  о семье, они надеются на Вас и Ваши молитвы ко Господу».

Каждую неделю в храме при доме – инвалидов, освященном Святому Благоверному князю Александру Невскому  служат Божественную Литургию и происходят Таинства исповеди и причастия.

Каждую неделю, после службы, священник проходит по всем корпусам дома инвалидов, чтобы те проживающие, кто ограничен  в передвижении пределами кровати, могли исповедаться, и причастится Телу и Крови Христовой.

Каждый верующий опекаемый уверен в том, что отойдет ко Господу «по Божески», то есть после отпевания и церковных молитв.

Каждый год, во время Рождественского и Великого поста проходит соборование во исцеление души и тела тех, кто хочет приобщиться к Таинству елеосвящения.

Каждый год  во время Пасхи, Рождества, Крещения и престольного праздника  храма святого благоверного князя Александра Невского происходит крестный ход по корпусам интерната и освящение комнат и палат проживающих.

Раз в неделю, в холле третьего корпуса и в комнате отдыха второго корпуса проходит просмотр видеофильмов духовной тематики. С большим удовольствием проживающие смотрят  фильмы о паломнических поездках, православных чудесах, праздничных Богослужениях в кафедральных храмах. Там же читаются Акафисты и  жития святых во время двунадесятых и престольных праздников. Кроме того, многие проживающие берут у психолога фильмы духовного содержания в свои комнаты для индивидуального просмотра.

Проживающие, прошедшие школу адаптации и реабилитации в лоне Православной Церкви легче приспосабливаются к изменившимся условиям жизни, они  доброжелательны, ориентированы на помощь более слабым соседям, с удовольствием принимают участие в культурной жизни дома инвалидов.

Все это позволяет им почувствовать  востребованность для других и, в конечном итоге, способствует улучшению качества и длительности жизни пожилого человека.

Психолог Г.В. Соловьева

просмотров (94)

Комментирование запрещено