О нашей духовной слепоте

В Евангелии от Иоанна повествуется, что однажды Господь, «проходя, увидел человека, слепого от рождения» (гл. 9, ст.1). Как видите здесь говорится о событии, которое и все мы встречаем очень часто в своей жизни. Но мы мимо этих «событий» также часто проходим без всякого участия, а Господь пожалел слепого от рождения и исцелил его. Тем самым Спаситель научает и нас милосердовать и жалеть несчастных людей. И доставлять им хоть капельку утешения и радости.

И эту обязанность Господь возлагает на нас не при встрече только со слепыми телесно. Телесная слепота – горе большое для человека, мучительное, изнуряющее. Однако есть ещё высшее горе – это слепота духовная. Это те виды несчастья, когда, смотря телесными очами, человек бродит из стороны в сторону и бросается в самые рискованные предприятия, не имея душевного равновесия.

Христиане, слепые духовно, обманчивую прелесть ставят выше красоты божественной. Они с любовью предаются пьянству, разврату или хищениям, забывая, что эти грехи удаляют их от Бога и что за ними лежит пропасть погибельная для всякой порочной души.

Питер Брейгель Старший - Слепые

Питер Брейгель Старший — Слепые

Охваченные слепотою духовной, иные христиане не видят перед собою прямого своего назначения. Они, порою, посвятивши себя житию монашескому, бродят по стогнам городов, мутят людей и сочиняют «предприятия», Богу ненужные и льстящие их самолюбию. – Сколько развелось теперь таких «подвижников», которые именно слепы духовно! – Им бы в безмолвии возрастать в обителях под руководством строгих отцов духовных; а они, неутверждённые, объятые прелестью, сами мнят себя отцами и суесловят, и волнуют людей, не умея в себе побеждать «демонских стреляний».

Таким слепым духовно людям св. отцы наши преподают урок смирения и самообуздания. Они заповедают им дольше пребывать под началом у старцев. Они приказывают им оставить мечту о себе и прежде времени не начинать самостоятельной жизни. Иначе молодые монахи, да и все малоопытные в духовной жизни христиане непременно разобьются о соблазны.

Жизнь говорит,  что всё это так…Жизнь подсказывает нам необходимость высшей осторожности при обращении с «новоначальнами подвижниками», монахами, отшельниками, которых «мечта» гонит в суету мирскую и тут заставляет «кружиться» в водовороте страстей.

Жизнь современная…А отеческая древность ещё строже даёт нам те же уроки. – Авва Ираклий рассказал одному брату, одолеваемому искушениями, о таком случае. Богобоязненный старец много лет имел у себя ученика весьма послушного. Однажды  этот ученик, поклонившись старцу сказал: — отче, сделай меня монахом!

Старец отвечал: — высмотри место и сделаем тебе келлию.

Отойдя с версту, ученик облюбовал место для будущих своих монашеских подвигов. Потом пошли они и здесь сделали келлию.

Прощаясь с братом, старец сказал ему:

— Когда захочешь, ешь, пей, спи; только до субботы не выходи из своей келлии, а тогда приходи ко мне.

Брат два дня точно соблюдал завет старца, но в третий день стал скучать и сказал: — что это сделал со мной старец?

Встав, он пел много псалмов и вкусил пищи уже по заходе солнца. После этого он пошёл спать на свою рогожу. Но, — о, ужас! на ней он увидел эфиопа, скрежащего зубами…

В сильном страхе новоначальный брат побежал к старцу, и стуча в дверь его келлии, говорил: Авва! умилосердись надо мною и пусти меня скорее к себе.

Старец, зная, что произошло, не принял его до утра. А после, выслушав рассказ, сказал:

— Это ты потерпел за то, что не исполнил моего наставления…

Боже мой! Какое это «иносказание» для нас. Не потому-ли молодые монахи так охотно бросают свои келлии, что садятся в них преждевременно, без подготовки. И их – слепых духовно – пугают там «эфиопы» и разные приведения? И они носятся среди нас и шумом своего стука и речей дают знать, что они на смерть перепуганы и нуждаются в лечении?…

Если так, наши аввы обязаны хорошенько прочищать духовные очи «новоначальных» и прежде времени не пускать их жить и действовать отдельно от себя. Тогда им не страшны будут при встречах самые отвратительные эфиопы.

О нашей духовной слепоте.

В Евангелии от Иоанна повествуется, что однажды Господь, «проходя, увидел человека, слепого от рождения» (гл. 9, ст.1). Как видите здесь говорится о событии, которое и все мы встречаем очень часто в своей жизни. Но мы мимо этих «событий» также часто проходим без всякого участия, а Господь пожалел слепого от рождения и исцелил его. Тем самым Спаситель научает и нас милосердовать и жалеть несчастных людей. И доставлять им хоть капельку утешения и радости.

И эту обязанность Господь возлагает на нас не при встрече только со слепыми телесно. Телесная слепота – горе большое для человека, мучительное, изнуряющее. Однако есть ещё высшее горе – это слепота духовная. Это те виды несчастья, когда, смотря телесными очами, человек бродит из стороны в сторону и бросается в самые рискованные предприятия, не имея душевного равновесия.

Христиане, слепые духовно, обманчивую прелесть ставят выше красоты божественной. Они с любовью предаются пьянству, разврату или хищениям, забывая, что эти грехи удаляют их от Бога и что за ними лежит пропасть погибельная для всякой порочной души.

Охваченные слепотою духовной, иные христиане не видят перед собою прямого своего назначения. Они, порою, посвятивши себя житию монашескому, бродят по стогнам городов, мутят людей и сочиняют «предприятия», Богу ненужные и льстящие их самолюбию. – Сколько развелось теперь таких «подвижников», которые именно слепы духовно! – Им бы в безмолвии возрастать в обителях под руководством строгих отцов духовных; а они, неутверждённые, объятые прелестью, сами мнят себя отцами и суесловят, и волнуют людей, не умея в себе побеждать «демонских стреляний».

Таким слепым духовно людям св. отцы наши преподают урок смирения и самообуздания. Они заповедают им дольше пребывать под началом у старцев. Они приказывают им оставить мечту о себе и прежде времени не начинать самостоятельной жизни. Иначе молодые монахи, да и все малоопытные в духовной жизни христиане непременно разобьются о соблазны.

Жизнь говорит,  что всё это так…Жизнь подсказывает нам необходимость высшей осторожности при обращении с «новоначальнами подвижниками», монахами, отшельниками, которых «мечта» гонит в суету мирскую и тут заставляет «кружиться» в водовороте страстей.

Жизнь современная…А отеческая древность ещё строже даёт нам те же уроки. – Авва Ираклий рассказал одному брату, одолеваемому искушениями, о таком случае. Богобоязненный старец много лет имел у себя ученика весьма послушного. Однажды  этот ученик, поклонившись старцу сказал: — отче, сделай меня монахом!

Старец отвечал: — высмотри место и сделаем тебе келлию.

Отойдя с версту, ученик облюбовал место для будущих своих монашеских подвигов. Потом пошли они и здесь сделали келлию.

Прощаясь с братом, старец сказал ему:

— Когда захочешь, ешь, пей, спи; только до субботы не выходи из своей келлии, а тогда приходи ко мне.

Брат два дня точно соблюдал завет старца, но в третий день стал скучать и сказал: — что это сделал со мной старец?

Встав, он пел много псалмов и вкусил пищи уже по заходе солнца. После этого он пошёл спать на свою рогожу. Но, — о, ужас! на ней он увидел эфиопа, скрежащего зубами…

В сильном страхе новоначальный брат побежал к старцу, и стуча в дверь его келлии, говорил: Авва! умилосердись надо мною и пусти меня скорее к себе.

Старец, зная, что произошло, не принял его до утра. А после, выслушав рассказ, сказал:

— Это ты потерпел за то, что не исполнил моего наставления…

Боже мой! Какое это «иносказание» для нас. Не потому-ли молодые монахи так охотно бросают свои келлии, что садятся в них преждевременно, без подготовки. И их – слепых духовно – пугают там «эфиопы» и разные приведения? И они носятся среди нас и шумом своего стука и речей дают знать, что они на смерть перепуганы и нуждаются в лечении?…

Если так, наши аввы обязаны хорошенько прочищать духовные очи «новоначальных» и прежде времени не пускать их жить и действовать отдельно от себя. Тогда им не страшны будут при встречах самые отвратительные эфиопы.

Протоиерей Дмитрий Боголюбов.

 

 

 

 

 

 

 

 

просмотров (86)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *