о святом крещении

ПАМЯТКА
ПРИХОДЯЩЕМУ
КО СВЯТОМУ КРЕЩЕНИЮ
И ЕГО ВОСПРИЕМНИКАМ
Святая Церковь преподает нам силы, «яже к животу и благочестию» (2 Петр. 1.3).
Без благодатных сил не может жить ни один член Церкви, и они подаются нам по мере
нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы,
называются таинствами.
Таинство есть священное действие, в котором через какой-либо видимый внешний
знак невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа,
или спасительная сила Божия.
Таинства учреждены были Господом. Таинство Крещения самое первое. Оно
служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать
членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением». Для
некрещенного закрыты врата рая. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и
Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3.5). Но и здесь, на земле, некрещенный
человек для Церкви как бы не существует: на него не действует благодать, подаваемая в
других таинствах, за него нельзя молиться в Церкви, его нельзя поминать ни при жизни,
ни после смерти, его нельзя отпевать. С точки зрения Церкви, у некрещенного человека
нет даже имени, потому что и само имя дается при Крещении. Однако это не исключает
домашней молитвы за некрещенных людей, и тем более не означает, что к некрещенным
мы должны относиться не по-христиански, без любви и милосердия.
Но подлинная духовная жизнь начинается только с момента Крещения. И это
относится не только к каждому отдельному человеку, но и к целым странам и народам.
Духовное рождение нашего отечества произошло в 988 году, когда святой
равноапостольный князь Владимир совершил великое и славное дело — Крещение Руси.
Помимо учреждения таинства Крещения Господом, оно и освящено еще примером
Самого Господа Иисуса Христа, крестившегося в реке Иордан от Иоанна Крестителя.
Иоанн Креститель был Предтечею, перед явлением в мир Христа Спасителя, он
приготовлял людей к принятию Спасителя и призывал к покаянию и вере.
Покаяние и вера – необходимые условия для принятия таинства Крещения.
Кающийся человек сознает свои грехи и понимает, какую великую милость являет ему
Бог в таинстве Крещения, прощая все беззакония, все грехи, совершенные ранее.
Вера нужна для осознания, что только Христос может освободить его от грехов,
ибо Христос взял на Себя грехи всего мира, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но
имел жизнь вечную» (Ин. 3.16). Для всякого христианина Христос должен быть центром,
средоточием всей его жизни, и любое уклонение от этого центра — это грех, измена
Христу, нарушение обета верности Ему, данного при Крещении. Уклонения весьма
многочисленны, ибо человек по немощи и по злобе диавола и после Крещения не
перестает грешить. И нужен подвиг, нужна долгая борьба с грехом, нередко всю свою
жизнь, на пути духовного совершенствования и спасения. Иного пути нет.
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела
в воду и при призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и
Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в
жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее
членом.
Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с
коренным переломом в жизни человека. Стать христианином — это не значит переменить
убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым
человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет (Ин. 12, 24), или: «Кто не
несет креста своего… не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27), или сказанное
Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может пойти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5),
не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает
множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом
крестившиеся становились действительно новыми людьми.
Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает
жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко
Христу совершенно меняет центр интересов.
Такое обращение бывает иногда крутым или же постепенным. Крещение взрослых
является результатом свершившегося в них духовного переворота, и благодать Таинства
его освящает и закрепляет, а при крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной
веры, в них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному
перерождению крещенного, при условии надлежащего христианского воспитания.
Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от
прежней эгоистичной жизни, понимание связи эгоизма и себялюбия с действием злых
духов и отречение от них. Крещение младенцев началось с древних времен. От них,
конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и
восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и
помочь им возродиться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что по нашим
молитвам Господь может даровать им различные духовные блага. Можно ли поэтому
сомневаться, что подаваемая детям, по молитвам всей Церкви, в Таинстве Крещения
благодать принесет должные плоды? Знаем мы, что и Сам Господь пустил детей
приходить к Себе (Лк. 18,15-16), и что святой Иоанн Креститель прославил Господа во
чреве матери. Благодать действует и на подсознание человека.
В то же время все христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения
талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей
жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты.
Уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются
неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана
изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он
становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в
сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен над
грехом.
СИМВОЛ ВЕРЫ
По-церковнославянски
1. Верую во единаго Бога Отца,
Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца
рожденнаго прежде всех век; Света от
Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна
Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради
спасения сшедшаго с небес и
воплотившагося от Духа Свята и Марии
Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем
Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по
Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити
живым и мертвым, Его же Царствию не
будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа,
Животворящаго, Иже от Отца
исходящаго, Иже со Отцем и Сыном
спокланяема и сславима, глаголавшаго
пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во
оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.
МИРОПОМАЗАНИЕ
Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша святая Церковь без
всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни
для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через
Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в
таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие Святого Духа на нашу
душу, подобное сошествие Его на Господа Иисуса Христа было при Крещении в виде
голубя.
Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание телесных
членов, которыми управляет душа, освятить всего человека: и его тело, и его душу.
Помазывается чело для снятия стыда, покрывшего его по преступлению Адама, и для
освящения мыслей наших. Помазываются очи, уши и уста, чтобы мы не шли ощупью
впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного
света, чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия и уста способными к
вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд
благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей
Господних и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую
вражескую силу и все могли совершать о укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).
Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы
сделать их способными для новой христианской жизни. Помазание Святым миром есть
видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святый. С той минуты,
как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную
живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются,
считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется.
Глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути. Нужно
помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все
проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха – греховные
привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями
самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам
Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение,
Елеосвящение), молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В
них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать,
содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не
только не можем творить добро – не можем даже и пожелать его. (Флп. 2,13).
Но если в деле нашего спасения такое огромное значение имеет помощь Божией
благодати, то что же значат здесь наши личные усилия? Быть может, все дело спасения
совершается за нас Богом, а нам остается только «сидеть, сложа руки» и ждать милости
Божией? Конечно нет! Усилия самого христианина – это выражение его стремления к
Богу, к вечной жизни. Воля Божия открывается людям в заповедях. Существует 10
заповедей, которыми охватываются все стороны человеческой жизни.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да
не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на
земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я
Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и
четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов
любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без
наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них]
всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… ибо в шесть
дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил;
посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились
дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни
раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего,
что у ближнего твоего. (Исх. 20, 2—17).
Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а по
отношению к ближним — в шести остальных. Таким образом, на двух скрижалях они и
были даны Моисею в Ветхом Завете.
Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон
Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею
твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же
подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях
утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22. 37—40).
ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА
Господь Иисус Христос говорит:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить
за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и
пророков, бывших прежде вас.
Десять заповедей даны были в Ветхом Завете, чтобы удержать людей от зла.
Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения
должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость
же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать
человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон
Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно восполняются.
О МОЛИТВАХ
Основное средство для исполнения евангельских заповедей – молитва. Молитва
есть возношение ума и сердца к Богу, т. е. беседа с Богом. Это духовная пища,
необходимая, как и воздух.
Молитвы просительные, — когда просим у Бога помощи. Покаянные, когда, сделав
худое дело, просим прощения. Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога,
получив просимое.
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да, святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и
остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во
искушение, но избави нас от лукаваго.
ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты
в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
ДОСТОЙНО ЕСТЬ
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и
Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без
сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Еще одно сильное оружие христианина — крестное знамение.
Святая Православная Церковь учит, по преданию святых апостолов и святых отцов,
употреблять при осенении себя крестным знамением первые три перста (пальца) правой
руки, соединенные вместе, а последние два — безымянный и мизинец — пригнутые к
ладони; и это древнее правило содержится не только в России, но и во всех православных
странах.
Три соединенные перста полагаем на лоб, на чрево, на правое, а затем на левое
плечо, изображая крест на себе, и, отпустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов
означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же
пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два
естества — есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю.
Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево —
чтобы укротить воюющую на дух плоть, на плечи — чтобы освятить телесные силы и
призвать благословение на дела рук наших.
Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога,
поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или
при любом другом начале молитвы и словах «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или
при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если ты при полной вере, с сердечным
расположением изобразишь на лице своем крест Христов, то ни один из нечистых духов
не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от
которого получил смертельную рану». Не стыдись же, христианин, столь великого блага,
да не постыдит и тебя Христос, когда приидет во славе Своей и когда сие знамение явится
пред Ним светлейшим самих лучей солнечных, «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов,
— сказал Господь, — того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей
Отца и святых Ангелов» (Лк. 9, 26).
Любая искренняя благотворительность может оказаться неоценимо полезной, так
как в храм приходят со своими нуждами люди самого разнообразного положения и
достатка, в том числе нехристиане и неверующие вообще.
Храмы нуждаются в средствах для благоустройства территории вокруг храма и
внутреннего убранства, для оплаты коммунальных платежей, для поддержки людей,
оказавшихся в беде, для обучения детей в воскресных школах, для оказания помощи
малоимущим и т.д.
Помимо материальных средств, всегда требуются люди: профессиональные
педагоги, преподаватели, медицинские работники, специалисты технических и
строительных специальностей и просто все, кто хочет быть полезным Церкви и людям.

просмотров (77)

Комментирование запрещено